Вити́м (бур. Витим мγрэн, эвенк. Видым) — одна из крупнейших рек Восточной Сибири, правый приток Лены, образуется слиянием Витимкана и Чины.
Длина реки — 1837 км (с учётом реки Витимкан — 1978 км).
Начинается при слиянии реки Витимкан с рекой Чиной.
С запада на восток огромной дугой окружает в южной части Витимское плоскогорье, далее к северу прорезает Южно-Муйский и Северо-Муйский хребты, разделяет Северо-Байкальское и Патомское нагорья и впадает в Лену.
Протекает сначала по территории Баунтовского района Бурятии (также около 150 км по территории Еравнинского района), затем течёт по границе Баунтовского и Муйского районов Бурятии с Забайкальским краем, а в нижнем течении по территории Иркутской области (Бодайбинский и Мамско-Чуйский районы). Последние 50 км и устье Витима — на территории Якутии.
На реке Витим недалеко от посёлка Мамакан, в 17 км от города Бодайбо находится группа археологических стоянок каменного века «Коврижка». На стоянке «Коврижка-4» была найдена фигурка палеолитической Венеры.
Через Витим перекинуто всего 3 моста. В с. Романовка Баунтовского Эвенкийского района Республики Бурятия 16 июня 2009 года сдан в эксплуатацию единственный автомобильный мост, отвечающий современным требованиям (длина 240 м, ширина — 7 м, двустороннее движение для любого вида транспорта, грузоподъемность — 62 тонны).
В районе пос. Куанда (граница Забайкальского края и Республики Бурятия) на Байкало-Амурской магистрали расположен единственный железнодорожный мост через Витим. Рядом с ним расположен мост, использующийся как автомобильный. Мост был построен из жестких металлоконструкций для железной дороги, но после переноса железнодорожной ветки не был разрушен. Официально мост в эксплуатацию никогда не сдавался, движение по нему не разрешено.
Однако для местных жителей он является единственной возможностью перебраться с одного берега на другой, поэтому по нему передвигаются все виды автотранспорта, хотя для этого необходимо отличное самообладание и немалое водительское мастерство.
В 2016 году этот автомобильный мост попал в список 10 самых опасных дорог мира, составленный газетой «Ouest-France». В мае 2018 года ледоход разрушил несколько опор моста, в результате чего он погнулся и движение по нему стало невозможным.
В советское время (вторая половина 80-х годов) планировалась постройка железобетонного моста через Витим в г. Бодайбо, однако после возведения нескольких опор строительство остановилось в связи с экономической ситуацией в стране.
Гидрология
Питание преимущественно дождевое. Средний годовой расход воды у города Бодайбо 1530 м³/с, в устье — около 2000 м³/с. Для Витима характерно растянутое половодье (с мая по октябрь) с подъёмом воды до 8—10 м.
Наиболее многоводный месяц — июнь (до 4900 м³/с). С марта по апрель водоносность реки резко уменьшается (до 80 м³/с).
Замерзает в начале ноября, вскрывается во 2-й декаде мая. На участке выше с. Калакан река часто перемерзает на 100—120 дней.